МБОУ СОШ № 1 имени А. Ваганова
г. Мончегорск
  • Основы религиозной культуры и светской этики

    Уважаемые родители!

    В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

    • «Основы православной культуры»;
    • «Основы исламской культуры»;
    • «Основы буддийской культуры»;
    • «Основы иудейской культуры»;
    • «Основы мировых религиозных культур»;
    • «Основы светской этики».

    Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

    При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

    Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

    Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

    На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы сможете получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

    Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе — обязательно.

    Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

    С уважением, администрация


    Краткая характеристика модулей

    Комплексный курс – Основы религиозных культур и светской этики – содержит в себе 6 предметов. Четыре модуля – конфессиональные. Это:

    • основы православной культуры
    • основы буддийской культуры
    • основы исламской культуры
    • основы иудейской культуры

    Эти модули имеют четкую структуру, хорошо продуманы методически. Они опираются на традиции вероисповедения, однако носят не вероучительный характер, а культурологический.

    Так изучение модуля "Основы православной культуры" способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы для будущей взрослой жизни детей. Дает школьникам не просто внешние отвлеченные знания, но воспитывает в них гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан, других людей вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности.

    Модуль «Основы православной культуры» – учебная дисциплина не только для исповедующих православие, а также для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого предмета будет способствовать принятию определенных ценностных ориентиров у детей,  что в дальнейшем защитит их от различного рода зависимостей, таких как компьютерные игры, социальные сети, табакокурение, алкоголь, наркомания, от половой распущенности.

    Каждый из конфессиональных модулей учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.

    Модуль «Основы мировых религиозных культур» информационно перегружен. Усвоение запланированного на урок содержания превосходит психо-физиологические возможности 10-11-летнего ребенка. Так, например, на одном уроке ребенку предлагается изучение трех священных книг религий мира: Веды,  Авеста. Трипитака, на другом уроке: Библии, Корана, Торы (в конфессиональных модулях на изучение священной книги планируется один урок). На незрелый мозг ребенка, не имеющего достаточной базы для понимания сути явлений, планируется немыслимый объем содержания, например, такого урока «Возникновение религий. Религии мира и их основатели». Урок 23 «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» является духовно небезопасным, поскольку, не имея духовной защиты, ребенок может духовно и психически повредиться, изучая религиозные ритуалы и обряды чуждых религиозных культур.

    Фактически навязывается крайне опасная для школьников этого возраста религиозно-мировоззренческая эклектическая смесь из фрагментов множества религий. Модуль «Основы мировых религиозных культур» может изучаться в старших классах, что и происходит в курсе истории и обществоведения, но никак ни в 4-ом классе.

    «Основы светской этики» у родителей часто ассоциируются с основами этикета, с культурой поведения. На самом деле этика – философская дисциплина, направленная на различение нравственных категорий, на формирование высших нравственных ценностей, идеалов. Однако в пособии по светской этике формируется недопустимо упрощенное, примитивное, ценностно выхолощенное по содержанию понимание понятий «добро» и «зло», «духовный мир», «доброе поведение», «добродетель». «Основы светской этики» формируют у детей установки «разумного эгоизма», растлевающие сознание гедонистические установки, ошибочные представления о важнейших нравственных категориях, идеалах. Родители, которые по незнанию выбрали этот модуль для изучения их ребенком, могут столкнуться с серьезными проблемами своих детей в подростковом  возрасте, поскольку заложенные в курсе светской этики понятия являются  вредными для нравственного развития и здоровья детей.

    Информация об учебно-методических комплектах, по которым ведется преподавание курса ОРКСЭ В МБОУ СОШ №1 имени А.Ваганова:

    Название модуля

    Методический комплект

    «Основы светской этики»

    А.И.Шемшурина «Основы светской этики» - М.,»Просвещение», 2016

    «Основы православной культуры»

    О.Л. Янушкявичене, Ю.С.Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н.Яшина « Основы православной культуры» - ООО «Русское слово – учебник», 2013, 2014

    Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».

    Приказ Министерства образования и науки от 18.12.2012 №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373».

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (2014/2015 учебный год).

    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»

    Примерная основная образовательная программа начального общего образования

    Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie